Поиск
Главная страницы E-Mail Карта сайта
Вход
для пользователей




// usa-russia.edu.ru / о США / Культура / по-русски in english in english
Почтовая рассылка    
 
 
 

Партнерские университеты    
 
Чикагский университет
 
 
Календарь новостей    
 
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
 
 


Культура

Версия для печати

Начало формирования культуры США восходит еще к колониальному периоду и особенно ко времени Войны за независимость 1775-1783 гг. Освобождение от господства Англии, сопровождавшееся патриотическим подъемом и ростом национального самосознания, способствовало развитию общественной и научной мысли, национального искусства - поэзии, музыки, живописи, формированию национального стиля архитектуры, созданию американского театра.

Национальная культура США складывалась главным образом из трех источников: европейской культуры, прежде всего английской, принесенной в Америку европейскими поселенцами; самобытной культуры индейских племен, которая сохранилась, несмотря на безжалостное уничтожение и расхищение колонизаторами драгоценных исторических памятников и сокровищ искусства, культуры негритянского народа, сумевшего несмотря на условия рабства, сохранить и развить принесенную им в Америку африканскую культуру. 

Литература

Появление литературы на английском языке в Америке относится к XVII в. Начало формирования американской национальной литературы связано с борьбой за независимость, против владычества английской монархии, когда на общественно-политической и литературной арене выдвинулись американские просветители-демократы.

В конце XVIII - начале XIX в. появились первые романы в американской литературе. Отцом американского романа называют Ч.Б. Брауна, продолжившего традиции готического и фантастического романов. Г. Брекенриджу принадлежит первый сатирический роман. Один из крупнейших представителей романтизма в США - Фенимор Купер. Он первый из американских романтиков завоевал широкую популярность не только в Америке, но и в Европе.

Для литературы позднего американского романтизма характерно усиление мрачных настроений (Натаниэл Хоторн, Герман Мелвилл), мистические мотивы присущи поэзии и новеллистике Эдгара По, ставшего родоначальником детективного жанра.

Основоположником самобытных традиций реалистической литературы в США становитcя Марк Твен. Одновременно с ним вступили в литературу Френсис Брет-Гарт, Р.Г. Дэвис, Д.У. Форест, Генри Джеймс и др.

В конце XIX и в начале XX в. дальнейшее развитие получила литература критического реализма, ее поддержали: Фрэнк Норрис , Теодор Драйзер, Стеффенс Джозеф Линкольн , Эптон Синклер.  В то же самое время, Джек Лондон приобретает известность как автор приключенческих рассказов и романов.

В 20-е годы начали свой творческий путь авторы, снискавшие мировую славу: Эрнест Хемингуэй, Френсис Скотт Фитцджеральд,  лауреат Нобелевской премии по литературе - Уильям Фолкнер.

С 50-х гг. в прозе преобладает тема духовной пустоты и засилья псевдокультуры, побуждающих героя к бунту, нередко разрушительного характера. Детективы всегда пользовались успехом и поэтому стали благодатной почвой для создания массовой литературы.

Изобразительное искусство

 История изобразительного искусства США берет начало с середины XVII в.

Переселенцы из Европы - англичане, голландцы, французы - привезли с собой упрощенные схемы парадного портрета конца XVI-XVII вв., которые дошли до середины XVIII в., очень мало и медленно изменяясь. Лишь с 40-60 гг. XVIII в. складывается более высокая по мастерству художественная традиция, со все более своеобразным местным характером, отступающим от английских образцов. На смену таким скованным и условным портретистам, как Р. Фик или Д. Блэкберн, пришли крупнейшие живописцы колониального периода - Б. Уэст и Дж. С. Копли.

К началу XIX в. относятся первые опыты в пейзажной и жанровой живописи, а также в скульптуре, где под влиянием выдающегося французского скульптора Гудона начала складываться национальная школа США.

Высокий подъем американской живописи продолжался до 1815-1820 гг. и связан с именем портретиста Томаса Салли. Затем до периода Гражданской войны наступила долгая полоса упадка в искусстве.

Гражданская война (1861-1865) способствовала бурному развитию прогрессивного реалистического искусства. 60-90-е гг. XIX в. - наибольший расцвет искусства США. Однако он проходит в обстановке резкого обострения художественной борьбы. Передовые мастера У. Хомер, Т. Икинс, Д.М. Уистлер подвергались грубой травле, в печати.

Во второй половине XIX в. оформилась политическая графика. К этому же времени относятся и высшие достижения американской скульптуры в творчестве такого большого мастера, как О. Сент-Годенс, который много работал над чеканной ясностью силуэта в своих скульптурах и их целостном декоративном решении.

С 30-х гг. в американской живописи существует такое течение, какрегионализм. Его представители - Г. Вуд, Т. X. Бентон. Они писали типично американские ландшафты, бытовые и исторические сцены, соединяя натурализм с примитивизмом.

Традиции американского реализма во второй половине века преданно поддерживали Р.Кент, Р.Сойер, А.Рефрежье, создавшие полные гражданского пафоса композиции, призывающие к борьбе за мир и социальную справедливость.

Архитектура 

Здания колониального периода характеризуются простым планом, почти полными отсутствием украшений, крутой двускатной кровлей и нависающим вторым этажом. Дома строились из дерева, кирпича или камня. К числу ценных памятников ранней архитектуры относятся Рольф хаус в Смит форте (Виргиния), церковь св. Луки в районе острова Уайт и церковь Глория Дей в Филадельфии.

Конец XVII в. знаменует начало завезенного из Англии георгианского стиля, проявившегося прежде всего в различных приемах декорирования порталов и в изменении карниза, постепенно приобретшего черты классического стиля. Наиболее ярко этот стиль выражен в архитектуре жилого дома и церковном строительстве. Самые старые и самые интересные общественные сооружения периода - Олд стейт хаус в Бостоне (1728) и Индененденс холл в Филадельфии (1733).

Начало архитектуры послеколониального периода знаменует здание Капитолия в Ричмонде, построенное еще в 1789 г. Этот период характеризуется прежде всего переходом к пропорциям, приближающимся к пропорциям памятников Древнего Рима и Франции конца XVIII и начала XIX вв.

Греческий стиль был завезен в Америку Б. Латробом, построившим в США в 1799-1801 гг. первое в этом стиле здание - Пенсильванский банк в Филадельфии. К числу самых значительных зданий этого типа относятся Капитолий в Вашингтоне (архитектор Ч. Балфинч), Государственное казначейство в Вашингтоне (архитектор Р. Миллз).
Видным архитектором периода возрождения греческого стиля был Т. Вальтер, создавший в 1831 г. шедевр этого стиля - Джирард-колледж.

Ярким представителем романского стиля в архитектуре США был Г.Р. Ричардсон, самой значительной работой которого является построенная в Бостоне в 1877 г. церковь св. Троицы. Период возрождения романского стиля сопровождался бурным развитием технологии и инженерной техники, что нашло широкое отражение в архитектуре. Во второй половине XIX в. в архитектуру входят железный и чугунный каркас и такой ценный в силу своей легкости и прочности металл, как алюминий.

Стремление художественно осмыслить новый тип здания, его каркасную структуру, основанную на едином модуле, и вертикальность очертаний породило в начале 80-х годов XIX в. "чикагскую школу" американской архитектуры, Л.Г.Салливен стал ее идеологом. К числу наиболее выдающихся сооружений, построенных по проектам Салливена, принадлежат Вейнрайт-билдинг в Сент Луисе, небоскреб Гаранти-билдинг в Буффало, универмаг в Чикаго.

В конце XIX в. центр тяжести с точки зрения архитектурной мысли и практики переносится из Чикаго в Нью-Йорк и признанным вождем в архитектуре периода эклектики становится Ч. Мак-Ким. За основу своего творчества Мак-Ким и его партнеры принимали архитектуру Ренессанса и классическую архитектуру, включая в свои здания живопись и скульптуру.

Большое внимание на эстетику эклектической архитектуры оказали также Р.А. Крам и Б.Г. Гудхью, творчество которых характеризуется стремлением возродить готическую архитектуру и революционизировать ее технику. Это стремление четко выражено в таких зданиях, как церковь Всех святых в Бруклине, церковь Троицы в Гаване и церковь св. Андрея в Чикаго. В период эклектики были разработаны типы зданий, доведенных до степени стандартизации.

Новый тип чисто инженерных архитектурных конструкций нашел свое выражение в Бруклинском мосту, построенном в Нью-Йорке отцом и сыном Реблингами.

В начале 20-х гг. значительное влияние на архитектуру Америки оказал финский архитектор Элиель Сааринен, привлекший внимание своим проектом высотного здания редакции "Чикаго дейли трибюн". По его проектам построены здания "Телефон-билдинг", музея Рериха и одно из высочайших зданий в мире "Эмпайр стейт-билдинг" (381 м).

В 1930-х гг. в американской архитектуре начинает развиваться тенденция, возникшая как протест против эклектизма. Каноном современной американской архитектуры стали здания и проекты зданий из стекла, стали и алюминия ведущего представителя интернационального стиля архитектора Людвига Мис ван дер Роэ. Он создал тип здания - параллелепипед со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен.

На фоне технологических достижений в области новых материалов и новых методов строительства ниболее интересные работы Эро Сааринена - здание аудитории Массачусетского технологического института, покрытое бетонным изогнутым парусом, опирающимся на три точки и не имеющим промежуточных опор; грандиозный комплекс зданий Технического центра "Дженерл моторе" в Уоррене, железобетонные здания свободных пластических форм (здание аэровокзала компании "TWA" в аэропорту им Дж. Кеннеди в Нью-Йорке напоминает по своей форме гигантскую птицу в полете).

Для творчества архитектора М. Ямасаки характерно обращение к истории архитектуры Индии, Италии и Японии. В 50-60-е гг. он создал вариант неоклассицизма, отличающийся декоративным изяществом железобетонных форм и металлической отделки зданий. Наиболее интересные работы Ямасаки - здание Американского института бетона в Детройте, здание фирмы "Рейнольдс" в Детройте, здание аэровокзала Сент-Луиса, покрытого тремя большими крестовыми сводами. Совместно с другими архитекторами построил две 110-этажные башни Центра международной торговли в Нью-Йорке.

Ф. Л. Райт - основоположник органической архитектуры, рассматривающей здание как организм с единым свободно развивающимся пространством, связанным с природной средой. Постройкам Райта присущи индивидуальность и пластичность облика ("Дом над водопадом", Музей Гуггенхейма и др.)

Современная американская архитектура характеризуется чрезвычайно резкими контрастами между отдельными интересными сооружениями и монотонными, лишенными всякой архитектурной выразительности, конторскими и жилыми зданиями. Такие контрасты объясняются главным образом преобладанием техники над архитектурой, пристрастием американцев к сенсации и рекламе и высокой ценой на землю

Музыка 

В создании музыкального фольклора США участвовали многие народы мира.

Важную роль в становлении национального фольклора страны сыграло африканское музыкальное искусство. 

Другим важным источником формирования национального музыкального фольклора было песенное богатство английского, шотландского и ирландского народов, привезенное в Америку первыми поселенцами.

К началу XVIII в. церковные ограничения на светскую музыку ослабли. С усилением иммиграции из Европы среди колонистов получили распространение европейские инструменты.- скрипка, клавесин, гитара, флейта, кларнет. В середине XVIII в. в ряде городов, в церквах были установлены органы. Приезжие труппы ставили музыкальные спектакли, исполняли оратории.

В 1768 г. в г. Чарлстоне было создано первое в США музыкальное общество, которое организовывало концерты с участием профессиональных артистов-музыкантов.

В XIX в. в крупнейших городах возникли концертные и хоровые объединения. В 1820 г. в Филадельфии начало работать музыкальное общество, а в 1842 г. в Нью-Йорке - филармоническое общество, одно из старейших филармонических обществ мира, существующее и поныне.

Появились первые музыкальные учебные заведения. Большинство музыкантов и педагогов были выходцами из Европы, утверждавшими на американской почве европейские, главным образом немецкие, музыкальные традиции.

Со второй половины XIX в. усилился приток европейских музыкантов. В городах были организованы симфонические оркестры, хоровые коллективы. В 1883 г. в Нью-Йорке открылся постоянный оперный театр "Метрополитен-опера".

Современная композиторская школа США отличается большой пестротой творческих течений - от умеренного академизма до крайностей авангардистского модернистского экспериментаторства.

К числу самых ярких представителей "музыкального американизма" относится талантливый композитор Джордж Гершвин , творчество которого очень многим обязано африканскому искусству и порожденному им джазу.

В США имеются превосходные оркестры и талантливые дирижеры. К числу лучших симфонических оркестров страны относятся Бостонский, Нью-Йоркский и Филадельфийский. Во главе этих коллективов стояли крупнейшие дирижеры Шарль Мюнш, Юджин Орманди, Леопольд Стоковский, Леонард Бернстайн.

Музыкальная жизнь США в значительной степени связана с деятельностью иностранных гастролеров-дирижеров, пианистов, скрипачей, певцов и т.д. Нью-Иоркский оперный театр "Метрополитен-опера" по составу певцов-гастролеров принадлежит к числу лучших в мире.

Лучшие консерватории США "Джульярдская музыкальная школа" в Нью-Йорке и "Малкин-консерватория" в Бостоне.

Театр 

Первые театральные спектакли были показаны в Америке в конце XVII в. английскими актерами. Актерские труппы подвергались жестокому гонению со стороны пуритан. Только в XVIII в. были оборудованы первые театральные помещения в Виргинии (1716), затем в Нью-Йорке (1732). Репертуар первых театральных трупп состоял исключительно из английских пьес, преимущественно из произведений В. Шекспира.

Во второй половине XIX в. в городах возникли стационарные театры с постоянным репертуаром. Широкую известность получил возглавлявшийся актрисой Л. Дрю театр на Арч-стрит в Филадельфии.

В конце XIX в. начал получать распространение новый тип театра -труппы-гастролеры, показывавшие быстро поставленные, роскошно оформленные копии наиболее популярных спектаклей Нью-Йорка.

К концу первого десятилетия XX в. все театральное дело превратилось в отрасль промышленности - бизнес увеселения. Сформировался новый тип театра США, получивший название коммерческого театра. Он вытеснил стационарные театры, которые не могли соперничать с ним ни по пышности оформления, ни по яркости рекламы. Изменился репертуар театров: классические произведения почти не ставились; ловко написанные развлекательные пьесы с выигрышными ролями звезд, музыкальные комедии а ревю (шоу) заполнили сцены многочисленных театральных зданий. Снизившийся художественный уровень спектаклей прикрывался пышным оформлением.

Центром театральной жизни США стал Бродвей - одна из главных улиц Нью-Йорка. Бродвейские театры, не имеющие ни постоянных трупп, ни постоянных режиссеров, ни постоянного репертуара, - до сих пор ведущие театры США.

Большое значение для развития театров США имеет деятельность факультетов драмы университетов и университетстких театров. Эти любительские и полупрофессиональные театры, осуществляющие постановки силами студентов и местной интеллигенции, в известной мере восполняют пробел, образованный отсутствием постоянно действующих государственных театров.

Киноискусство 

Зарождение и становление киноискусства в США относятся в концу XIX - началу XX вв. Первый киносеанс в Америке состоялся в 1896 г., спустя четыре месяца после первого кинопоказа в Париже. Изобретатель киноаппарата в США Томас Алва Эдисон организовал в Нью-Йорке собственную кинофирму, вслед за которой стали возникать другие кинокомпании. Выпускавшиеся ими картины демонстрировались 1-2 мин и представляли собой чаще всего хроникальные и видовые сценки. С технической точки зрения фильмы долго оставались примитивными.

Для дальнейшего развития американского кинематографа и становления его как искусства много сделал режиссер Дейвид Уорк Гриффит. Он ввел крупный план, параллельный монтаж, "обратный" кадр и другие приемы, обогатившие художественную выразительность киноязыка.

Первой попыткой монополизировать американскую кинематографию было создание десятью фирмами, владевшими патентами на киноаппаратуру, треста МППК. Борясь с трестом, мелкие кинопредприниматели основали новый Киноцентр - Голливуд (по названию местечка близ Лос-Анджелеса). В 1912 г. Голливуд победил МППК.
Но голливудские "независимые" производственники быстро сами превратились в крупных промышленников. К 60-м гг. 3/4 всей кинопродукции США выпускали восемь голливудских фирм, а производство хроникальных фильмов контролировалось ими полностью.

Одним из создателей Голливуда был известный кинорежиссер Томас Гарпер Инс, поставивший в 1916 г. свой самый известный пацифистский фильм "Цивилизация".
Новый этап в развитии американского кино - творчество Чарлза Спенсера Чаплина, актера, кинорежиссера, сценариста, получившего международную известность. В его фильмах часто соседствуют буффонада и пафос. Комический образ неудачника Чарли, созданный актером, стал величайшим достижением Чаплина.

В конце 50-х гг. появляется ряд фильмов, получивших широкий общественный резонанс, среди них "Смерть коммивояжера" по пьесе А. Миллера, "Не склонившие головы" режиссера Стэнли Крамера (р. 1913) и др. Но основное содержание массовой продукции американского кино по-прежнему составляют уголовные, детективные и фантастические фильмы ужасов, псевдопсихологические и сексуальные мелодрамы, приключенческие вестерны, а также пышные постановочные боевики на библейские и евангелистические темы.

Кое-кто сокрушается по поводу того, что голливудские блокбастеры с каждым годом все больше "тупеют", вызывая в мире неприязнь к американскому образу жизни. Однако даже несмотря на то, что Голливуд порой чересчур открыто навязывает новомодную идеологию, а иногда просто дает публике то, что она хочет, мировой зритель все ни как не насытится голливудской ",пищей". И хотя на кино- и телеэкранах по-прежнему преобладают остросюжетные приключенческие ленты , во многих американских городах есть кинотеатры, где показыва¬ют высокохудожественные фильмы независимых на¬циональных и зарубежных киностудий.

 

Подготовлено 
по материалам "Культурология История мировой культуры"

Изгнание Адама и Евы из рая. Бенджамин Уэст

Джон Синглтон Копли. Семья художника

Игра в крокет,Хомер

Икинс Томас. Играющий малыш

Картина А. Рефрежье

церковь Глория Дей в Филадельфии

 Рольф хаус в Смит форте

здание Капитолия в Ричмонде

Величественный Капитолий в центре Вашингтона

Церковь св. Троицы. Бостон

Вейнрайт-билдинг в Сент Луисе

Бруклинский мост

Эмпайр стейт-билдинг

Людвиг Мис вон дер Роэ был одним из основоположников рационалистической архитектуры

Дом над водопадом - шедевр органической архитектуры

Метрополитен-опера - ведущий оперный театр в США

Нью Йорк, Бродвей

Universal Studios. Голливуд

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100
Copyright 2007-2013, ИСС МП. Все права защищены.
По вопросам использования информации пишите rosobr@informika.ru